Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения

Йошкар-Олинская
ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА

  Главная Новости Отделения Сестринский процесс Контакты  


История больницы

Администрация

Лицензия

Полезная информация

Вакансии

Карта сайта

Каталог ссылок

 

 

Терапия №2 (пульмонологическое отделение)
тел. ординаторской: (8362) 64-24-36
тел. поста: (8362)

 
 


Астма Школа

Для чего нужно обучать больных с бронхиальной астмой?

Хорошая образовательная подготовка больных с бронхиальной астмой (БА) может снизить заболеваемость и смертность, дать возможность людям учиться и работать, а также снизить затраты на лечение (особенно если удается уменьшить число госпитализаций) и непрямые затраты. В своей монографии “Хроническая обструктивная болезнь лёгких” один из известных пульмонологов России профессор Е.И. Шмелёв писал: “Обучение пациентов – очень ответственный этап индивидуальной работы с больным. Пациент должен быть хорошо осведомлён о сущности заболевания, особенностях его течения. Больной должен быть активным, сознательным участником лечебного процесса. В образовательные программы для больных включается обучение правильному применению лекарственных средств (индивидуальные ингаляторы, спейсеры, небулайзеры). Пациенты должны быть обучены основным правилам самоконтроля, в том числе и с использованием пикфлоуметров. При этом они должны уметь объективно оценивать своё состояние и при необходимости предпринимать меры по оказанию себе неотложной помощи. Важным этапом образования пациентов является их профессиональная ориентация, особенно в случаях, когда экологическая агрессия связана с профессиональной деятельностью больного. Сюда же входят и меры по ограничению вредоносного воздействия экологии жилища” . Поэтому обучение пациента подразумевает установление партнерства между ним и медицинским работником в условиях постоянной проверки и обновления своих знаний.

Целью обучения является предоставление возможности самоведения, что подразумевает способность пациента самостоятельно контролировать свое состояние под постоянным наблюдением медицинского работника.
Целью обучения пациента является предоставление ему и членам его семьи необходимой информации и их вовлечение в обучающие мероприятия для того, чтобы пациент мог контролировать свое состояние и действовать в соответствии с планом лечения, заранее разработанным медицинским работником. Акцент необходимо сделать на развитие постоянного партнерства между медицинским работником, пациентом и членами его семьи.

Обучение пациента должно быть нацелено на:
• улучшение понимания;
• улучшение навыков;
• повышение удовлетворенности результатами лечения;
• повышение доверия;
• увеличение комплайнса и уровня самоведения, которое может выполняться пациентом.

Базовое образование должно предоставляться во время нескольких консультаций или визитов. Образование должно быть предоставлено пациентам всех возрастов. Контроль и подкрепление являются необходимыми компонентами образования, предоставляемого медицинскими работниками.
Объем информации и навыков самоведения индивидуален для каждого пациента; желание и возможности принимать на себя обязательства также различаются. Следовательно, каждый пациент требует конкретной базовой информации и обучению определенным навыкам, при этом большая часть обучения должна быть персонализирована и предоставляться пациенту ступенчато. Для положительных изменений поведения пациенту необходима социальная и психологическая поддержка.
В дальнейшем понимание пациентом информации и его навыки должны периодически оцениваться, с тем, чтобы ступени образования могли быть повторены или добавлены по необходимости.

Пациенту необходима информация о:
•диагнозе;
•разнице между базисными противовоспалительными препаратами и средствами для купирования приступов;
•использовании ингаляционных устройств;
•профилактике;
•признаках, предполагающих ухудшение БА, и действиях, которые необходимо предпринять;
•способах мониторирования БА;
•том, где и как получить медицинскую помощь.

Пациента необходимо обеспечить:
•адекватным планом самостоятельного ведения заболевания;
•регулярным руководством, повторными осмотрами, поощрением и поддержкой.

Комплайнс обычно может быть улучшен, если пациент:
• понимает и осознает, что у него БА;
•верит, что его заболевание может быть опасным или представляет проблему;
• полагает, что он подвергается риску;
• верит в то, что лечение является безопасным;
• чувствует себя под контролем;
• имеет хорошее взаимопонимание с врачом.

Невозможно переоценить важность хорошего взаимопонимания как основы для дальнейшего хорошего комплайнса,. Ключевыми факторами хорошего взаимопонимания являются для пациента следующие вопросы:

Чего мне следует избегать?
•активного курения;
•пассивного курения;
•аспирина и других нестероидных противовоспалительных препаратов, которые ранее вызывали нежелательные реакции;
•профессиональных веществ (к которым пациент был сенсибилизирован).

О чём мне следует задуматься и, по возможности, исключить? Наличие чего принять во внимание? •домашнюю пыль;
•другие бытовые аллергены;
•неблагоприятные факторы окружающей среды;
•пищу и пищевые добавки;
•нежелательные факторы в доме.

Что мне всегда доступно, если я буду придерживаться необходимого лечения?
•нормальная социальная активность;
•физическая нагрузка (кроме той, которая проходит в очень неблагоприятной окружающей обстановке);
•занятия спортом.

Большинство пациентов ждут от лечения:
• освобождения от симптомов днем и ночью;
• отсутствия ограничений активности, включая занятия спортом;
• наилучшей функции легких (например, пиковой скорости выдоха (ПСВ).

Пациентов необходимо научить оценивать степень тяжести заболевания, интерпретируя ключевые симптомы и выполняя измерения пиковой скорости выдоха. Простой совет обратиться за медицинской помощью в случае, когда отмечаются какие либо ночные симптомы, особенно ночные пробуждения, или если симптомы не уменьшаются, несмотря на увеличение дозы ингаляционных В2 агонистов, может быть особенно значимым.
Измерение пиковой скорости выдоха в домашних условиях с определением процентного соотношения с должным значением или с лучшим, ранее достигнутым результатом используется для объективной оценки степени бронхиальной обструкции. Объективные показатели являются особенно важными, потому что в ряде исследований было сделано заключение, что многие пациенты не способны достоверно определить изменения своей функции легких - так, они не могут соотнести своё субъективное восприятие БА с показателями легочной функции, такими как пиковая скорость выдоха. Это сниженное восприятие изменений легочной функции может коррелировать с тяжестью БА и связано с возрастающим риском смерти от БА, поэтому мониторинг пиковой скорости является действительно важным для пациентов с тяжелыми формами БА.
Планы управляемого самоведения, основанные на вышеизложенных подходах и принципах, приводят к значительному снижению заболеваемости и уменьшению необходимости обращаться за медицинской помощью. У пациентов отмечается снижение частоты госпитализаций от одной до двух третей, обращений в отделения интенсивной терапии, незапланированных визитов к врачу по поводу БА, пропущенных дней на рабочем месте и ночных пробуждений.
Индивидуализация терапии БА и использование письменных планов самоведения позволяют пациенту справляться с большинством ситуаций, однако поездки всегда требуют специального планирования. Особенно полезной, оказывается консультация у специалиста перед поездкой, в ходе которой больной может получить советы относительно того, какое количество обычных лекарств и средств скорой помощи необходимо взять с собой, о необходимости держать лекарства под рукой, о том, что лекарства следует принимать независимо от того, где проходит отпуск, и о том, как получить медицинскую помощь в местных условиях, если она окажется необходимой.
Беременные женщины должны обсудить возможные средства предотвращения развития БА у детей. Несмотря на то, что по этому вопросу требуется проведение дополнительных исследований, имеются свидетельства, что грудное вскармливание, уменьшение влияния на младенцев домашней пыли, и особенно домашнего клеща, снижение воздействия табачного дыма (если родители курят) могут предупредить развитие БА. Это может быть особенно уместным для детей, чьи родители страдают аллергией, потому что атопия является наиболее важным фактором риска развития БА.

Учитывая вышеизложенные аспекты, в Республике Марий Эл была предпринята попытка уменьшить болезненность (обращаемость в поликлиники), количество вызовов скорой помощи и госпитализацию пациентов страдающих БА в стационары, с помощью средств массовой информации. С этой целью был разработан цикл телевизионных передач на национальном марийском телевидении, которые выходили в эфир в 2000 и 2003 г.г., с последующим закреплением данного материала в прессе в виде цикла статей. В тоже время проводились занятия с врачами-терапевтами амбулаторной сети по критериям диагностики данной патологии, принципам подбора медикаментозной терапии. Хорошая образовательная подготовка позволила снизить заболеваемость и смертность, дала возможность людям учиться и работать, а также снизить затраты на лечение (удалось уменьшить число госпитализаций) и непрямые затраты.

Цели астма школы :
1. Дать пациенту представление о его заболевании, рассказать о возможностях лечения бронхиальной астмы сегодня.
2. Дать возможность пациенту оценить тяжесть своего состояния и адекватность противоастматического лечения.
3. Научить пациента самостоятельно распознавать приближающееся ухудшение в течении астмы, предотвращать его.
4. Научить пациента самостоятельной помощи при развившемся приступе астмы.
5. Объяснить назначение таких приборов индивидуального пользования, как спейсер, небулайзер и пикфлоуметр.
6. Помочь пациенту точно выполнить рекомендации специалистов клиники астмы, ведь от этого будет зависеть полнота успеха противоастматического лечения.

Данная образовательная программа в 2004 г. приняла участие во второй республиканской ярмарке-форуме социальных и культурных проектов “Марий Эл - 2004” в номинации “Образование и общество”, награждена дипломом Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, а также получила одобрение директора Центра профилактической медицины г. Ашдода, Израиль.  

На первую страницу отделения

 

 

Полезная информация
для пациентов:

Что необходимо знать о бронхиальной астме?

"Астма Школа".

Что следует знать о флуорометрии?

Лечебное питание при заболеваниях легких.

 

 

 

 

  г. Йошкар-Ола, ул. К. Либкнехта, 55 Дизайн Аганиной Е. Н.